Прокуратурой Печенгского района Мурманской области в рамках осуществления надзорной деятельности изучены локальные нормативные акты образовательных организаций округа, регламентирующие деятельность библиотек.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» порядок доступа к фондам библиотек устанавливается в соответствии законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых они являются.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в России» в качестве объектов, от воздействия которых необходимо защищать детей названы: информация, наносящая вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка; пропаганда и агитация национальной, классовой, социальной нетерпимости, национального и религиозного неравенства и иные проявления экстремизма, а также печатная, аудио и видеопродукция, пропагандирующая насилие и жесткость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, наносящей вред здоровью и развитию ребенка, относится информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, насилия, преступления или иного антиобщественного действия, вызывающая у детей страх, ужас или панику.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация способная побудить детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью; оправдывающая противоправное поведение; обосновывающая допустимость насилия и жестокости; содержащая нецензурную брань либо информацию порнографического характера, а также информация о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, включая фамилии, фото- и видеоизображения и иную информацию, позволяющую установить его личность.
Из приведенных выше правовых норм следует, что библиотечный фонд образовательной организации может формироваться лишь из тех учебных пособий, материалов, учебников и вспомогательной литературы, которые не включены в Федеральный список экстремистских материалов.
В целях регламентации работы библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов (далее - ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://minjust.ru/ru/extremist-materials) в соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 27.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Министерством культуры РФ 12.09.2017 разработаны и утверждены рекомендации по работе библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских материалов, согласно п. 2.1 которых для исключения возможности массового распространения экстремистских материалов библиотеки самостоятельно осуществляют проверку фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, которая проводится:
- при поступлении новых документов в фонд;
- систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки ФСЭМ со справочно-библиографическим фондом библиотеки.
Вместе с тем, изучением Положений о библиотеке установлено, что в них не во всех случаях закреплена обязанность образовательного учреждения и его должностных лиц по контролю на стадии поступления в библиотеку новых документов возможности их введения в состав фонда библиотеки с учетом информации, включенной в список материалов и литературы, признанных экстремистскими.
Кроме того, Положения не содержат условий об обязанности должностного лица библиотеки по проведению систематической (не реже одного раза в три месяца) сверки ФСЭМ со справочно-библиографическим фондом библиотеки.
Положения также не содержат запрета на хранение, распространение и использование экстремистской литературы, распространение печатных и иных материалов, содержащих признаки экстремизма, распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних, в том числе информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность.
Отсутствие нормативного закрепления приведенных выше обязанностей допускает свободное формирование фонда библиотеки и может повлечь за собой несвоевременное изъятие из фондов библиотеки материалов, признанных экстремистскими, и, как следствие, получение доступа к данной литературе широкого круга читателей, большая часть из которых является несовершеннолетними, что может повлечь использование ими литературы экстремистского содержания и иной запрещенной литературы.
В целях приведения локальных актов в соответствие с требованиями законодательства прокурором района на локальные акты образовательных организаций округа принесено 4 протеста, рассмотрение которых находится на контроле прокуратуре.